ЭЛЕМЕНТЫ МАШИННОЙ ГРАФИКИ

Построение модели и создание её чертежа с применением разрезов

 Ниже приведены задания повышенной сложности на построение чертежей моделей с применением разрезов, а также задания регионального этапа республиканской графической олимпиады 2009 года (наша участница, студентка группы 2Сд58 Людмила Яндубаева заняла в этом этапе 2 место). При выполнении этих заданий порядок работы и приёмы построения студенты выбирают самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

4.13 – Задания регионального этапа республиканской графической олимпиады 2009 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ТРЕХМЕРНОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ ьВ ПАКЕТЕ КОМПАС-3D

Целью работы является изучение принципов трехмерного моделирования в пакете инженерной графики КОМПАС – 3D и основ построения проектной документации.

Проектирование в КОМПАС-3D

Рассмотрим отдельные элементы интерфейса главного окна.

Строка меню, находящаяся в верхней части окна под заголовком.

На панели управления расположенной под строкой меню, размещены кнопки, позволяющие обращаться к наиболее часто используемым командам (рис. 1).

Рис. 1 Компоненты управления в КОМПАС-3D

Большую часть главного окна занимает Окно документа, в котором размещается изображение открытой детали, в нём выполняются все операции по построению и редактированию модели.

В Дереве построения представляется последовательность операций формирования модели и отображаются: наименование детали, плоскости, в которых строятся эскизы для формирования элементов детали, символ начала координат, сами эскизы (рис. 2).

Рис. 2 Дерево построения

В Строке сообщений, расположенной в самом низу окна, отображаются различные сообщения и запросы системы.

Строка текущего состояния находится над Строкой сообщений, её содержание зависит от режима построения модели (рис. 3).

Рис. 3 Строка текущего состояния

В левой части главного окна расположена Компактная панель (рис. 4).

 

 Рис. 4 Кнопки инструментальной панели и панели переключения

На компактной панели некоторые кнопки сгруппированы по вариантам возможного выполнения. Такие кнопки обозначены небольшим треугольником в правом нижнем углу. Для получения доступа к другим командам надо щёлкнуть на имеющейся на панели кнопке и не отпускать её некоторое время. При появлении панели расширенных команд, связанных с данной кнопкой, надо установить курсор на нужную кнопку и отпустить клавишу мыши.

Для управления масштабом изображения модели на экране (перемещать и поворачивать изображение и т.д.) предназначены команды управления, изображение которых собрано в меню Сервис, наиболее часто применяемые, продублированы кнопками на панели управления.

После открытия документа или в процессе работы над ним бывает необходимо показать его полностью в окне. При нажатии кнопки показать всё система автоматически подберёт максимально возможный масштаб отображения, при котором вся модель отобразится в окне документа.

При необходимости увеличить масштаб изображения какой - либо части модели, например для редактирования её элемента, удобно использовать команду увеличить масштаб рамкой. Для этого следует нажать кнопку увеличить масштаб рамкой, мысленно заключить участок модели в прямоугольную рамку, щёлкнуть в одном из её углов и переместить курсор по диагонали в противоположный угол. Как только фантом рамки охватит весь намеченный участок, щёлкнуть мышью ещё раз. В окне отобразится в увеличенном масштабе выделенный участок модели. После редактирования можно вернуться в режим отображения всей модели, щёлкнув на кнопке показать всё.

Кнопки увеличить и уменьшить масштаб позволяют дискретно увеличить или уменьшить масштаб изображения в фиксированное число раз, по умолчанию в 2 раза.

Кнопкой приблизить/отдалить можно плавно менять масштаб изображения, приближая или удаляя его относительно точки, в которой была нажата кнопка мыши.

Сдвиг изображения. Сдвиг изображения в окне выполняется командой сдвинуть изображение, включением кнопки.

Вращение изображения. Удобно просматривать модель, вращая её в любом направлении, используя кнопку повернуть.

Кнопки позволяют применять команды управления отображением модели в режимах: каркас, без невидимых линий, невидимые линии тонкие, полутоновое и перспектива.

Модель можно расположить таким образом, чтобы её положение относительно трёх плоскостей проекций соответствовало стандартным видам: спереди, сверху, слева, справа, сзади и снизу. Для получения нужной ориентации модели надо щёлкнуть мышью на кнопке список видов в строке текущего состояния и выбрать из списка нужную проекцию.

КОМПАС-3D позволяет расположить параллельно экрану какую - либо грань модели, либо построенную пользователем вспомогательную плоскость. Для этого надо щелчком мыши указать эту грань или вспомогательную плоскость, а затем указать из списка строку нормально к…,.

Рассмотрим принцип построения 3D-детали. Каждая сложная деталь состоит из нескольких простых фигур (цилиндр, куб и т.д.). К примеру, для того чтобы изобразить бочку, необходимо сначала нарисовать цилиндр, а затем вырезать из него цилиндр с меньшим диаметром, в результате у нас получится полый цилиндр, напоминающий бочку. Таким образом, комбинируя простейшие фигуры, можно получить детали любой сложности.

Для того чтобы нарисовать простейшую фигуру, необходимо сначала построить ее эскиз, для этого нужно выбрать плоскость в “дереве построения” и щелчком правой кнопки мыши вызвать меню, которое включает себя пункт “эскиз”. Для того чтобы нарисовать Эскиз необходимо воспользоваться панелью “геометрия”, включающей в себя кнопки.

Нарисовав из простейших фигур эскиз будущего элемента детали, переходим к преданию ему объема. Для этого нужно воспользоваться операциями, предложенными в панель слева:

- операция выдавливание, выдавливает эскиз на заданное расстояние

- приклеить выдавливанием, аналогична операции выдавливанием, за исключением того, что присоединяет новый объект к предыдущем, образуя единое целое

- вырезать выдавливанием, вырезает из уже существующего тела, выдавленный эскиз

- скругление, образует скругление

- отверстие, создает в детали отверстие, заданного диаметра

- ребро жесткости

- уклон

- оболочка

- сечение поверхностью

- массив по сетке, копирует детали по заданной сетке

- зеркальный массив, зеркально копирует детали

Таким образом, создавая эскизы, придавая им объем, вырезая из одного объемного тела другое и присоединяя, их друг к другу, можно создавать детали любой конструкции и сложности.

Купить Виагру в Ижевске 3D-моделирование