ЭЛЕМЕНТЫ МАШИННОЙ ГРАФИКИ

Расширения файлов КОМПАС-3D

Файлы документов

*.cdw – файлы чертежей

*.frw – файлы фрагментов

*.kdw – файлы текстовых документов

*.spw – файлы спецификаций

*.tbl – файлы таблиц

*.a3d – файлы сборок

*.m3d – файлы деталей

Служебные и вспомогательные файлы

*.tdp – файлы шаблонов технических требований

*.pdt – файлы шаблонов текста (предопределенного текста)

*.tol – файлы предельных отклонений (допусков)

*.lat – файлы библиотек типов атрибутов

*.lcs – файлы библиотек стилей линий

*.lhs – файлы библиотек стилей штриховки

*.lts – файлы библиотек стилей текстов

*.lyt – файлы библиотек оформлений документов

*.lfr – файлы библиотек фрагментов

*.bss – файлы библиотек специальных знаков

*.sss – файлы с исходными описаниями специальных знаков

*.cfg – файлы конфигурации

*.prj – файлы проектов, содержащие сведения о настройках новых документов

*.rpr – файлы резервной копии памяти ключа электронной защиты (HASP)

Вспомогательные файлы

*.acs – файлы соответствия обозначений спецзнаков в КОМПАС-3D и AutoCAD

*.shx – файлы шрифтов в формате AutoCAD

*.shp – файлы шрифтов в формате AutoCAD

Файлы приложений

*.rtw – файлы прикладных библиотек

*.dll – файлы прикладных библиотек

*.loa – файлы баз данных по элементам прикладных библиотек

Что такое Компас 3D?

Компас 3D – современная российская система трехмерного моделирования, разработанная компанией Аскон (Автоматизированные Системы КОНструирования). Мы будем рассматривать версию 6 (2003г.) Компас 3D предназначен для создания твердотельных моделей отдельных деталей и сборок, а также выпуска на их основе проекционных чертежей и спецификаций. Работа ведется по схеме "от 3D – к 2D": сначала объемная модель, а затем чертеж (Рис. 1).

 

Рис. 1. 3D модель и проекционный чертеж.

Принципы построения 3D моделей

 Сложные проблемы всегда имеют простые,

легкие для понимания неправильные решения.

Из законов Мэрфи

Методы построения 3D моделей в Компас 3D в целом аналогичны общепринятой методике, применяемой в таких САПР, как SolidWorks, SolidEdge, Unigraphics, Inventor… В основе модели лежит плоский эскиз, который можно либо выдавить на заданное расстояние, либо повернуть вокруг оси с образованием твердотельной модели – солида (Рис. 2).

Рис. 2. Получение 3D модели выдавливанием и вращением

Более сложные тела образуются аналогичным образом – на поверхностях базового солида создаются новые эскизы, по которым строятся дополнительные тела. Эти новые тела либо добавляются к основному телу, образуя выступы, либо вычитаются из него, образуя пустоты (Рис. 3).

Выноска 3 (без границы): эскиз 2

Выноска 3 (без границы): эскиз 3

а) базовый солид

б) добавление выступа

в) вырезание отверстия

г) готовая модель

Рис. 3. Создание сложных тел.

Еще один способ построения сложных тел известен как лофтинг. При лофтинге тело задается набором поперечных сечений, на которые накладывается внешняя поверхность. При помощи лофтинга легко получить тело сложной формы с плавными обводами (Рис. 4).

а) исходный набор сечений

б) построение солида

в) готовая модель

Рис. 4. Лофтинг.

Наконец, детали типа пружин, трубопроводов и т.п. моделируются при помощи движения образующего контура вдоль пространственной направляющей (кинематическое построение, Рис. 5).

а) направляющая и образующая

б) выдавливание по направляющей

в) готовая модель

Рис. 5. Кинематическая операция.

3D-моделирование