ЭЛЕМЕНТЫ МАШИННОЙ ГРАФИКИ

3D-моделирование.
  • Классы САПР
  • Техническое обеспечение САПР
  • Основными устройствами ввода-вывода
  • Применение телекоммуникационных
    технологий в САПР
  • Обеспечение техники безопасности
  • НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТОВ
  • Использование системы «КОМПАС»
    в технологическом проектировании
  • Использование библиотек при
    технологическом проектировании
  • Система «ГЕКТОР АРМ ППР»
  • Работа с модулем выбора и привязки кранов
  • Работа с модулем проектирования
    складирования конструкций
  • Работа с модулем проектирования 
    бытового городка
  • Элемент выдавливания
  • Элемент вращения
  • Элемент кинематическая операция
  • Элемент по сечениям
  • ЭЛЕМЕНТЫ МАШИННОЙ ГРАФИКИ
  • Геометрические построения в системе
    КОМПАС 3D V8
  • Практические задания к урокам
    инженерной графики
  • Построение контура детали
  • Нанесение размеров
  • Построение сопряжений.
  • Построение чертежей геометрических тел
  • Создание чертежа модели
  • Типы и классификация изображений. Разрезы
  • Построение модели и создание её чертежа
    с применением разрезов
  • Параметрический режим работы в КОМПАС-3D
  • Создание объёмной модели
  • Расширения файлов КОМПАС-3D
  • Основы работы с Компас 3D
  • Массивы элементов
  • Построение тел вращения
  • Получение проекционных чертежей
  • КОМПАС-3D
  • Плоскостное моделирование
  • ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ
  • ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТОВ
  • СОЗДАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
    ОБЪЕКТОВ
  • ПРОСТАНОВКА РАЗМЕРОВ
  • ПРИМИТИВЫ
  • СОПРЯЖЕНИЯ
  • ФЛАНЦЫ
  • ПЛОСКАЯ МОДЕЛЬ
  • КРЕПЕЖНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
  • ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДЫ.
    ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
  • Выполнение чертежей
  • ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИЙ ЧЕРТЕЖА.
  • ПОСТРОЕНИЕ ВИДОВ ДЕТАЛИ
  • ПОСТРОЕНИЕ ПЛОСКОЙ ДЕТАЛИ
    ПО ЧАСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • ПОСТРОЕНИЕ ВИДОВ ПО МОДЕЛИ
  • Твердотельное моделирование
  • Построение модели детали «Ребро»
  • Параметризация модел
  • Построение чертежей на базе
    трехмерных моделей деталей
  • Системы координат
  • СПОСОБЫ ВВОДА КООРДИНАТ
  • ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
  • Пример расчета посадки с натягом
  • РАСЧЕТ ПЕРЕХОДНЫХ ПОСАДОК
  • ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
  • ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ ШПОНОЧНЫХ 
    СОЕДИНЕНИЙ
  • ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ РЕЗЬБОВЫХ 
    СОЕДИНЕНИЙ
  • РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ
  •  

    Основы работы с Компас 3D

     Новые системы плодят новые проблемы.

    Из законов Мэрфи

    Запускаем Компас 3D и выполняем команду меню Файл à Создать. Из предлагаемых вариантов выбираем Деталь и щелкаем по кнопке ОК. После этого Компас готов к созданию 3D модели детали.

    Выноска 3 (без границы): текущая плоскостьВыноска 3 (без границы): начало
координат
Выноска 3 (без границы): панель инструментовВыноска 3 (без границы): менюВыноска 3 (без границы): панель свойствВыноска 3 (без границы): дерево
построения

    Рис. 6. Экран Компас 3D при создании 3D модели.

    Вид экрана системы показан на Рис. 6. Форма и цвет кнопок могут отличаться в зависимости от выбранного стиля интерфейса.

    На экране мы видим:

    дерево построения. В нем отображаются все создаваемые объекты и выполняемые операции. Дерево построения позволяет видеть весь процесс создания модели и при необходимости корректировать те или иные операции, удалять или добавлять новые, менять операции местами и пр. В начальный момент дерево содержит элементы, присутствующие в модели всегда: начало координат и три координатные плоскости.

    панель свойств. В ней отображаются элементы интерфейса, относящиеся к текущей выполняемой операции. В настоящий момент панель пуста.

    панели инструментов. На них находятся кнопки, управляющие работой Компас 3D. Панели можно перемещать, гасить, отображать. С назначениями кнопок мы будем знакомиться по мере необходимости.

    меню. Команды также можно вызывать из меню, как и в любой другой программе.

    Начинаем строить

    Полковник оборону два месяца строил...

    Оказалось, не в ту сторону.

    К. Симонов "Живые и мертвые"

    Поставим задачу – создать модель следующей несложной детали "Кронштейн" (Рис. 7).

    Рис. 7. Деталь для построения.

    Перед началом построения надо уяснить несколько базовых правил 3D моделирования:

    1. Отбросьте такие элементы, как скругления и фаски – они создаются потом при помощи специальных команд. 

    2. Разбейте тело на ряд элементарных частей. Эти части могут быть и "пустыми" – например, пустой цилиндр образует сквозное отверстие.

    3. Для каждого элементарного тела представьте плоский эскиз, на основе которого можно получить такое тело.

    4. Если на детали есть повторяющиеся элементы, их следует объединять в массивы, а не отрисовывать поодиночке.

    5. Помните, что все размеры на модели задаются параметрически. Это означает, что их можно в любой момент поменять. Фактически одна 3D модель соответствует большому множеству конструктивно подобных деталей.

    Применим данные правила к нашей детали.

    1. Отбросим скругления и фаски

    2. Выделим элементарные объемы: основание, сплошной цилиндр, пустотелый цилиндр и т.д.

    3. Представим эскизы: прямоугольник, окружность, окружность...

    4. Учтем, что на детали есть четыре одинаковых отверстия и при построении будем создавать только одно, а остальные получим при помощи массива

    5. Все размеры – переменные величины, их можно менять на ходу, получая новую геометрию детали. Две детали на рисунке справа – это одна и та же модель с разными значениями размерных параметров.

    Последовательность действий такова:

    1. Зададим основные свойства детали: наименование, обозначение, свойства, материал. Для этого в дереве построения щелкните правой кнопкой мыши по пункту Деталь и в контекстном меню выберите пункт Свойства детали. При этом внизу экрана открывается панель свойств (

    Рис. 8) – так будет происходить при выборе большинства команд.


    Рис. 8. Панель свойств детали.

    Заполните поля свойств детали: обозначение (вида АБВГ.123456.001) и наименование ("Кронштейн"). После ввода значения в поле обязательно следует нажать клавишу Enter для фиксации введенного значения. Плотность материала по умолчанию равна плотности стали (7,83г/см3), что нас устраивает. Цвет и оптические свойства детали можно не менять. После заполнения всех полей щелкните по кнопке  в левой части панели свойств. Данная кнопка принимает все введенные значения и закрывает панель.

    2. Создаем эскиз для прямоугольного основания детали на одной из координатных плоскостей. Логично выбрать горизонтальную плоскость XY. Щелкните по пункту Плоскость XY в дереве построения. Данная плоскость будет выделена в окне графического редактора. Для создания эскиза на выделенной плоскости нажмите кнопку  на панели инструментов. После этого система входит в режим редактирования двумерного эскиза.

    3. Для построения эскиза на панели слева щелкните по кнопке . Эта кнопка вызывает панель команд геометрических построений с кнопками для ввода точек, отрезков, прямых, окружностей и т.д.

    4. Наш эскиз имеет вид прямоугольника размером 120´80мм. Логично разместить один из его углов (для определенности – левый нижний) в начале координат. Привязка объектов в Компасе выполняется автоматически. Щелкните по кнопке  для построения прямоугольника. Курсор мыши приобретет вид крестика с цифрой 1, что означает выбор положения первого угла прямоугольника. Подведите курсор к началу координат. При этом сработает привязка и курсор примет вид косого крестика с подписью вида привязки ("Ближайшая точка"). Щелкните левой кнопкой мыши для фиксации угла прямоугольника в начале координат.

    5. Второй угол отстоит от первого на 120мм по оси X и на 80мм по оси Y. Можно сразу ввести эти размеры в панели свойств прямоугольника, отображенной в нижней части экрана. В поле "Высота" введите 80 и нажмите клавишу Enter. При этом высота прямоугольника зафиксируется, что будет отмечено крестиком на панели свойств. Аналогичным образом введите ширину. Все, прямоугольник построен.

    6. Скорее всего, прямоугольник выйдет за пределы экрана. Для просмотра всего эскиза целиком нажмите клавишу F9 или щелкните по кнопке . Масштаб отображения задается очевидным образом кнопками  и . Масштабирование также может выполняться колесиком мыши.

    7. Эскиз готов. Выйдите из режима построения эскиза, "отжав" кнопку . В дереве построения добавится новый пункт с именем вида "Эскиз:n". Выделите этот пункт в дереве, чтобы показать, какой эскиз мы будем выдавливать.

    8. Теперь эскиз надо выдавить для получения солида. Щелкните по кнопке  для открытия панели инструментов трехмерного моделирования. Теперь нам нужна кнопка выдавливания эскиза . Обратите внимание, что у большинства кнопок в углу имеется черный треугольник, указывающий на то, что за одной кнопкой скрывается сразу несколько. Если щелкнуть по кнопке и удерживать ее нажатой, раскроется список остальных кнопок, из которых можно выбрать нужную.

    9. После щелчка по кнопке  в открывшейся панели задач введите высоту выдавливания (15мм) и щелкните по кнопке создания объекта . Основание нашей детали готово.

    10. Для просмотра полученного результата поверните изображение при помощи кнопки . Режим отображения – каркасный, со скрытыми линиями, полутоновый - очевидным образом выбирается кнопками .

    11. Пора сохраниться. Выберите в меню пункт "Файл" à "Сохранить как…" и сохраните файл под желаемым именем и в желаемом каталоге. Файлы 3D моделей Компас имеют расширение m3d. При первом сохранении файла выводится диалог, в котором можно ввести сведения об авторе чертежа, примечания и пр.

    Построение дополнительных элементов

     Ничто так не способствует успешному внедрению

    новшеств, как отсутствие проверок.

    Из законов Мэрфи.

    Для построения цилиндра нужно создать соответствующий эскиз-окружность на верхней грани основания. Прежде всего нужно выделить верхнюю гранью. Обратите внимание, что курсор мыши меняет свою форму при его поднесении к различным элементам 3D модели (Рис. 9).

    выделение точки

    выделение ребра

    выделение грани

    Рис. 9. Виды курсора при выделении элементов солида.

    Выделите верхнюю грань, щелкнув по ней, когда курсор имеет вид. Создайте на выделенной грани новый эскиз, щелкнув по кнопке . Чтобы развернуть грань так, чтобы смотреть на не точно сверху, а не под углом, щелкните по стрелке рядом с кнопкой  и в раскрывшемся списке выберите пункт "Нормально к…" Эта команда очень удобна для выбора нужной ориентации модели в пространстве.

    Сейчас мы освоим другую технологию создания эскизов – параметрическое черчение. При помощи кнопки  постройте окружность произвольного диаметра в любом месте грани. Теперь нужно проставить размеры, значения которых укажут точное местоположение окружности. Щелкните по кнопке  для открытия панели инструментов простановки размеров. Следует иметь в виду, что проставляемые в эскизах размеры на двумерных чертежах не отображаются, они нужны лишь автору модели, поэтому располагать их можно произвольно.

    а) б)

    Рис. 10. Произвольный эскиз (а) и фиксированный эскиз (б).

    Для указания положения центра окружности его нужно привязать к какой-либо ранее заданной точке. У нас такая точка пока единственная – это начало координат. Для простановки размера щелкните по кнопке  "Линейный размер". Укажите начало первой выносной линии в начале координат (сработает привязка "Ближайшая точка"), а начало второй – в центре окружности (снова сработает привязка "Ближайшая точка"). Как видите, проставляемый размер оказался наклонным, а нам нужен размер вертикальный или горизонтальный. Чтобы сделать размер вертикальным или горизонтальным, щелкните по кнопке "Тип" () в панели свойств. После этого остается указать местоположение размерной линии. Затем откроется окно ввода конкретного значения размера. Введите нужную величину (40мм для вертикального размера и 60мм для горизонтального).

    Вы можете заметить, что после простановки размера окружность переместилась, и от ее предыдущего положения на экране остался след. Это происходит потому, что для ускорения работы Компас не всегда автоматически перерисовывает изображение. Для перерисовки нажмите Ctrl+F9 или щелкните по кнопке .

    После простановки двух линейных размеров положение окружности зафиксировано. Осталось задать ее диаметр. При помощи кнопки  нужно выделить образмериваемый объект. При выделении объектов на чертеже курсор имеет форму . Щелкните таким курсором по окружности и проставьте диаметр 55мм. Обновите изображение.

    Щелкните по кнопке . При этом эскиз автоматически закроется и на панели инструментов появится кнопка . Эта кнопка добавляет новый объем к уже существующему. Щелкните по ней и на панели свойств в поле "Расстояние" введите высоту цилиндрической части (40мм), а затем щелкните по кнопке создания объекта . Поверните изображение для просмотра результата.

    Построение отверстий

    Оставшиеся гайки никогда не подходят к оставшимся болтам.

    Из законов Мэрфи

    Построим сквозное отверстие. Выделим верхнюю круглую грань на цилиндрическом выступе и создадим на ней новый эскиз. При помощи привязки к центру и панели свойств построим на ней окружность радиусом 16мм. Закроем эскиз, выделим его в дереве построения и щелкнем по кнопке вырезания . Очень важно правильно указать тип вырезания – насквозь или на заданную глубину. В данном случае нужно указать, что отверстие проходит насквозь, тогда оно будет оставаться сквозным при любых изменениях высоты детали. Тип вырезания выбирается раскрывающимся списком   на панели свойств. Выберите пункт "Через все" и щелкните по кнопке создания объекта. Теперь любуйтесь результатом.

    Аналогичным образом создайте одно сквозное крепежное отверстие Æ6мм в основании детали, основываясь на Рис. 11.

    Рис. 11. Эскиз для построения крепежного отверстия.

    Фаску на отверстии пока создавать не будем. Итак, одно отверстие построено. Как же создать три оставшихся?

    3D-моделирование